Сибэксперт
+7(391) 294-79-90
+7-902-916-77-46
Специальная оценка условий труда.
Инструментальные измерения и оценка. Собственная лаборатория
Оценка профессиональных рисков.
Аутсорсинг охраны труда.
sibexpert@list.ru
Три мифа о специальной оценке условий труда
Сегодня мы поговорим о специальной оценке условий труда (СОУТ).
Многие работодатели слышат это словосочетание от представителей государственных органов и коммерческих организаций с начала 2014 года, когда специальная оценка условий труда пришла на смену аттестации рабочих мест по условиям труда.
К настоящему моменту большинство из нас уже знают, что обязанность проведения СОУТ установлена 212 статьей Трудового кодекса, и имеют представление о том, что этот процесс собой представляет. Государственная инспекция труда, в свою очередь, посредством СМИ и при проверках информирует представителей юридических лиц о последствиях непроведения этой процедуры в своих организациях, нередко путем вынесения предписаний или, в крайнем случае, наложения штрафов.
Такой поход справедлив с точки зрения контролирующих (и карающих) органов, но выставляет плату за проведение СУОТ неким дополнительным опосредованным сбором, который работодатели вынуждены выплачивать специализированным аккредитованным организациям сверх имеющейся налоговой нагрузки, не получая ничего взамен.
В этом материале мы представим альтернативу такому взгляду и попутно разберем несколько мифов о специальной оценке условий труда.
Миф первый. Это нужно только, чтобы выполнить очередное требование законодателя.
В реальности при выполнении работ по СОУТ проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и последующие инструментальные измерения и оценки, что в результате позволяет не только выполнить требования контролирующих и проверяющих органов, но и получить полный пакет документов, отражающих фактическое состояние условий труда на предприятии. При наличии таких данных, работодатель имеет возможность реально оценивать ситуацию с охраной труда на своем предприятии с точки зрения законодательства, готовить и планировать бюджет на мероприятия по охране труда и закупку средств индивидуальной зашиты, обоснованно реагировать на требования трудового коллектива, мотивированно отвечать на запросы контролирующих органов.
Фактически, обладание такой информацией, полученной из независимого источника, необходимо при работе в правовом поле в настоящее время.
Миф второй. Это сложно.
Действительно, процедура специальной оценки условий труда регулируется значительным количеством нормативных документов и неспециалисту глубоко разобраться в этом процессе будет очень непросто.
Во избежание этого аккредитованные испытательные лаборатории организаций, проводящих СОУТ, имеющие достаточный опыт работы, как правило, имеют заготовленные и документально обеспеченные процедуры проведения СОУТ на предприятиях разных отраслей.
Такие процедуры позволяют осуществлять методическую поддержку заказчика с момента получения от него заявки на проведение СОУТ и до подписания акта выполненных работ. Такая поддержка, в основном, включает предоставление шаблонов и
разработку проектов необходимых документов, разъяснение спорных или просто сложных вопросов, консультации при подготовке отчета о СОУТ.
Таким образом большинство потенциальных сложностей, связанных с проведением этой процедуры и отнесенных законом на заказчика, возьмет на себя правильно выбранный исполнитель.
Миф третий. Это дорого.
Специальная оценка условий труда – это комплекс работ, выполняемый сторонней коммерческой организацией. Принимая сказанное во внимание, становится понятно, как бы мало эти работы ни стоили, они ложатся дополнительной нагрузкой на себестоимость конечного продукта заказчика. От законов экономики, казалось бы, никуда не деться и с первого взгляда может показаться, что экономически СОУТ всегда будет убыточна, однако, это не так.
На стороне финансовых интересов заказчика выступает законодатель, принявший ряд нормативных актов, позволяющие компенсировать затраты на мероприятия в сфере охраны труда, в том числе, на проведение СОУТ, из бюджетных средств.
Так федеральный закон от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном страховании от несчастных случаев» устанавливает возможность получения скидки до 40% на страховой тариф при наличии результатов СОУТ и выполнении ряда других требований.
В свою очередь, приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н установлена возможность получения возвратных средств из Фонда социального страхования по результатам специальной оценки условий труда на нужды охраны труда в организации.
Кроме того сама процедура, установленная законом «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 №426-ФЗ предполагает, что при отсутствии несчастных случаев и профессиональных заболеваний на местах, где декларировано отсутствие вредных факторов, продление декларации не требует дальнейшего участия организации, аккредитованной на проведение СОУТ.
Таким образом, заказчик СОУТ за, относительно, короткий срок может не только компенсировать понесенные расходы, но путем получения скидки к страховому тарифу и возврату средств из ФСС, снизить издержки на охрану труда на своем предприятии.
Сказанное выше подтверждает верность вывода, что, введя процедуру СОУТ и ужесточив требования к исполнителям этой процедуры, законодатель пошел навстречу работодателю, предоставив ему удобный и экономически эффективный инструмент контроля условий труда на предприятии.
Стоит также отметить, что проведение СОУТ в организации до получения предписания контролирующих органов позволяет провести ее в более удобные и разумные сроки, минуя дополнительные сложности, и позволяет несколько легче пройти предстоящие проверки.
Подготовлено при поддержке экспертов по специальной оценке условий труда испытательной лаборатории общества с ограниченной ответственностью «Сибирский Эксперт»
+7 391 294 79 90
sibexpert@list.ru